Городские власти Владимира обсудили реконструкцию железнодорожного вокзала с сохранением внешнего облика. 

Открывая обсуждение, депутат СНД Дмитрий Павлов напомнил, что руководство Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» решило закрыть белокаменные фасады здания Владимирского железнодорожного вокзала новыми изоляционными материалами, но не нашло понимания в профессиональном архитектурном сообществе и не получило согласование в мэрии.

На днях тему реновации развил губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, решивший, что история с обновлением вокзальных фасадов забуксовала из-за позиции мэрии.

Главный архитектор города Владимира Андрей Быков рассказал, что построенный в 1975 году вокзал является своего рода «визитной карточкой» Владимира, ассоциативно перекликаясь с шедеврами русского белокаменного зодчества. К слову, с вокзальной площади открываются виды на древние владимирские соборы.

Андрей Быков напомнил, что в 2018 году представители ОАО «РЖД» направили на согласование мэрии проект капитального ремонта фасада в фирменных цветах своей компании и с металлическими облицовочными панелями вместо камня. Затем последовало второе обращение с тем же вариантом металлической облицовки, но в другом цветовом решении.

Главный архитектор объяснил отказ в согласовании не только эстетическими соображениями, но и требованиями нормативных документов. Здание вокзала находится в охранной зоне исторического центра. Согласно документам, любая реконструкция здания, расположенного в охранной зоне, должна проводиться с использованием традиционного материала с сохранением первоначального внешнего вида здания.

Объясняя необходимость реновационных работ, начальник железнодорожного вокзала Павел Никонов сказал, что существующая облицовка здания частично утратила внешний вид, а очистка и механическая обработка белого камня уже не помогают. Железнодорожники считают, что новая облицовка будет более энергоэффективной, снизит эксплуатационные затраты на содержание здания, а новые материалы сделают здание ярче и привлекательнее.

Однако, мнение экспертов, представителей музейного и архитектурного сообщества было единодушным: симулякр никогда не заменит белый камень, нельзя потерять одно из немногих современных зданий Владимира, выполненных в белокаменной стилистике. Архитектор Евгений Бирюков, например, считает, что проблемы с состоянием нынешней известняковой облицовки являются не дефектом материала, а дефектом его эксплуатации. Как выразился Евгений Бирюков, «во Владимире белокаменные соборы стоят столетиями, а вы вокзал пескоструйкой чистите». Заслуженный архитектор убежден, что вокзал необходимо сохранить в первозданном виде.

Участники «круглого стола» пообещали, что открытое обсуждение проекта реновации вокзала обязательно продолжится. А если губернатор сам либо через госинспекцию по охране объектов культурного наследия не внесет изменения в указанное постановление администрации области, реновация будет возможна лишь с частичной заменой наиболее поврежденных известняковых плит на новые. При этом системный уход за белым камнем надо производить по методикам, которые разработаны и успешно используются для сохранности белокаменных памятников.