Наступивший 2019-ый год объявлен Годом театра в России. Впрочем, предыдущий год тоже оказался очень заметным для Владимирского академического театра драмы. Коллектив отметил юбилейный 170-ый сезон. Мы подготовили ряд интервью с актерами театра и попросили их рассказать, чем запомнился год 2018-ый и чего они ждут от года наступившего.

В первую очередь, мы встретились с «легендой» Владимирского академического театра, заслуженным актером Эстонии, Заслуженным работником культуры РФ, доцентом Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) Владимиром Лаптевым. Как выяснили наши корреспонденты, у Владимира Лаптева весьма амбициозные планы в Год театра.

- Владимир Георгиевич, чем вам запомнился год 2018-ый?

- Год был очень насыщенный: 23 международных фестиваля, разных-разных! В этом году театр очень много «катался» и получил массу наград. Мне есть с чем сравнивать, и театр наш без преувеличения находится на творческом подъеме, это видно. Труппа совершенствуется, а спектакли ставят в разной стилистике и жанрах. Самое большое впечатление –  поездки спектакля «Молодая гвардия» по стране. Представляете, мы объездили с ним всю страну, за исключением Сибири! От Ленинградской области до Дальнего Востока. И еще не закончили, потому что после успеха нас попросили показать его в горячих точках, есть такие планы. Это самое большое впечатление: нас встречали разные театры, клубы, дворцы культуры, воинские части, много зрителей. Мы даже выступали на кораблях, и везде прием был колоссальный. Выяснилось, что "Молодая гвардия" по-человечески трогает людей. Буквально со слезами на глазах ее смотрели. Мы были в Луганске и Донецке, нас так эмоционально встретили, что мы поняли в тот момент, что не зря работаем и живем.

- И вы ведь получили «Витязя» за него..

(Спектакль «Молодая Гвардия» обладатель приза «Бронзовый витязь» XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» - прим.ред.) 

- Да, нас приметило именно это жюри, потому что мы получили «Витязя» тогда, и сейчас, за Солженицына, но уже за "Раковый корпус". У нас, помимо «Золотого Витязя», есть еще много других фестивалей. Мне кажется, нашему директору уже некуда девать статуйки в кабинете, полученные на театральных фестивалях, они там у него везде! (смеется).

- А как вам другой спектакль, который отметили, «Раковый корпус»?

- Владимирцы первые, кто вообще поставил произведения Солженицына к столетию. Когда приезжала сюда вдова Наталия Солженицына, она просто в восторге была от нашей игры. И то, что мы получили «Витязя», это тоже признание. Мы соединили воедино три произведения – «Раковый корпус», «В круге первом» и «Архипелаг ГУЛАГ». Это было нелегко делать, Александр Солженицын не очень сценичен, я бы так сказал, но режиссер Владимир Кузнецов и наши актеры нашли какие-то «ключики» человеческие.

- Что же так тронуло зрителя, на ваш взгляд, в этой непростой работе?

- Дело не в том, что «Раковый корпус» - это болезнь. Там вообще о том, как люди попадают в такие экстремальные ситуации и как выходят из них. Это очень дорогого стоит.

- Сложно ли играть в таких спектаклях?

- Мы же привыкли играть в разных жанрах! Я думаю, сложно играть молодым артистам. Потому что они не пережили эти моменты. Почему именно старшее поколение отмечает спектакль «Раковый корпус»? Мы опыт имеем жизненный. Мы понимаем происходящее. Спектакль получился очень ансамблевый, время на сцене не замечаешь. И зритель тоже подтверждает, что незаметно проходит время. Значит, увлекает! (улыбается).

- У вас есть любимая роль в театре?

- Я очень люблю играть спектакль «На стыке времен» по Евтушенко. Мы молили Бога, чтобы он успел его увидеть и он действительно успел увидеть. Он ревел. Он сказал, что это лучший спектакль за всю его жизнь. А это самый для нас дорогой отзыв. И даже мужчины потом приходили в гримерку поздравлять со спектаклем чуть ли не со слезами на глазах. Значит, берет! (снова улыбается).

- А откуда взялось желание поставить спектакль именно по Евтушенко?

- Понимаете, не всегда есть возможность поставить спектакль при живом авторе, это редкость. Здесь же такого масштаба человек, он гений! Он умел стихами передать любую эпоху. И если его стихи почитать, то там вся история страны, с национальностями, проблемами, отношениями между людьми, с Пугачева до наших времен. Интересно смотреть, как в его творчестве одна эпоха перетекает из другой. Время меняется, а любовь, жестокость, дружба, предательство, - эти качества остаются. Другое дело, что в разном количестве. Это и хотелось показать. Евгений Евтушенко же во Владимирский театр приезжал не один раз. Его всегда здесь любили, его слушали – народу было битком на нем. И нам дорого, что он был и посмотрел «На стыке времен».

- Что лично для вас означает Год театра?

- Когда Президент объявлял год Годом театра, он сделал интересный акцент, на который мало кто обращал внимание: приоритет подросткового театра. Почему? У нас сказки и взрослые работы делаются почти во всех театрах, а подростковый пласт куда-то дели. У меня есть своя актерская студия, я сейчас в этом году делаю с ними подростковый спектакль – не специально, так случилось. Я в марте покажу «Соленое детство» о детском доме в Суздале. Мне помогает Александр Гезалов, который 20 лет занимается помощью сиротам и сам выходец из этого детдома. Мы его тоже пригласим. Мы за счет этой повести рассказали о тяжелом сиротском детстве. Это не грустно, но это разно. Иногда в таких вещах не артисты должны играть, а именно подростки-любители. Театральная беда в России – у нас очень мало охватывается подростковая публика. Но мы будем над этим работать!