Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без крупных ритейлеров. Торговые сети вышли за пределы больших городов, осваивая все новые населенные пункты, привлекая нас качественным обслуживанием, свежей и разнообразной продукцией и доступными ценами. Нередко качественную и недорогую продукцию рознице могут предложить именно локальные производители.

Выход ритейлером в каждый новый регион всегда сопровождается заключением договоров с местными производителями. Для этого есть несколько причин. Во-первых, их продукция уже хорошо знакома потребителям и вызывает доверие. Во-вторых, они находятся рядом, а значит ритейлер может обеспечить кратчайшие сроки поставки от фермы или цеха до стола потребителя и сократить при этом логистические издержки.

Местный бизнес, в свою очередь, тоже получает преимущества от такого партнёрства. Расширение географии присутствия, увеличение объемов производства, выручки, создание сильных брендов – основные показатели успешности и популярности для регионального производителя.

Подтверждением этому служит история компании ABI Product из Владимира, которая буквально за несколько лет превратилась из небольшого завода в один из крупнейших мясоперерабатывающих российских холдингов. На предприятиях холдинга во Владимире и Калининграде производят колбасы, пельмени, мясные снеки под известными россиянам брендами «Стародворье», «Вязанка», «Горячая штучка», «Ядрена копоть» и др.

Продукция компании поставляется более чем в 70 регионов страны, во многом благодаря партнерству с динамично развивающимися торговыми сетями. Начиная сотрудничество с лидерами российского продовольственного ритейла, все они получают возможность преодолеть границы домашнего региона и выйти на федеральный уровень. Торговые сети заинтересованы в полноценном развитии партнеров: это позволит лучше удовлетворять запросы потребителей.

«Вместе с экспансией крупных ритейлеров, с которыми мы сотрудничаем, в различные области России растет и наша представленность, мы открываем для себя новые территории, увеличиваем товарооборот. Со своей стороны мы поставляем в магазины хороший и качественный продукт по оптимальной цене. Можно сказать, что сотрудничество развивается по модели win-win-win – выигрывают торговая сеть, производитель и покупатель», - отмечает директор департамента продаж ABI Product Роман Отодрака.

Аргументом в пользу сотрудничества с федеральной торговой сетью стала растущая популярность такого формата торговли среди россиян. По данным аналитического агентства INFOLine, доля торговых сетей на рынке продовольственных товаров превысила 53% и продолжает динамично расти.

Экспансия в регионы, где потребители с маркой практически не знакомы, происходит заметно быстрее, если два партнера объединяют маркетинговые усилия, проводят поддерживающие рекламные акции.

«Представьте, федеральный ритейлер открывает распределительный центр в Новосибирске, где мы представлены, например, только в дистрибьюторском канале. Ритейлер заходит в регион и открывает новые магазины, и мы, имея хорошие партнерские отношения, договариваемся по вводу нашего продукта в том же Новосибирске, проводим рекламные кампании, - рассказывает Роман Отодрака. –Выстраивание ассортиментной матрицы совместно с X5 помогает попасть на полки магазинов в новых для нас регионах».

За два года товарооборот компании в категории «заморзка» увеличился в килограммах в 6 раз. В три раза больше в натуральном выражении продано товаров под брендом «Горячая штучка» и в 2,5 раза больше колбас.

По словам Романа Отодраки, стать поставщиком X5 Retail Group несложно: сеть открыта любым производителям. Самое главное – представить качественный, интересный продукт, предложить прозрачные коммерческие условия и обеспечить высокие стандарты качества. Конечно, и бизнес-процессы должны быть отлажены, чтобы гарантировать стабильность производства, объемов поставок и устойчивость цен на достаточно длительный период. Представители торговых сетей обязательно проведут аудит, прежде чем начать сотрудничество.

- Торговые сети диктуют определенные правила работы товаропроизводителям, - рассказывает Екатерина Краскина, председатель Владимирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". - У торговых сетей достаточно жесткие требования к объему, качеству, срокам поставок. Но если компания поставляет свой товар в крупные торговые сети, значит, она достигла высокого уровня развития.

Федеральный ритейлер, который сам развивается за счет внедрения инноваций, охотно откликается на новинки в ассортименте и готов экспериментировать.

«Они всегда не против протестировать и удивить потребителя, - рассказывает Роман Отодрака. - Летом у нас был эксперимент, мы 4 месяца только под торговые сети компании выпускали продукт «Пекарь» в линейке «Горячая штучка», изучали реакцию потребителей».

Крупный розничный партнер дает производителям рекомендации по брендингу, продукту, упаковке, чтобы повысить лояльность покупателей, которые голосуют за магазин и товар рублем. Открывая новые магазины, торговые сети расширяют сотрудничество со старыми поставщиками, активно ищут новых и готовы способствовать их «федерализации». Сначала продукция местного производителя реализуется в его родном регионе. Затем ее поставляют в соседние, а в итоге она оказывается на полках всех магазинов сети.