В рамках краеведческого проекта «Назад в прошлое: Владимир на фотографиях» сегодня мы расскажем о единственном мосте через Клязьму: почему он назывался «живым»?

В XIX в., несмотря на свою важность, мост через  Клязьму был деревянным и разбирался на время половодья, также летом его приходилось часто разводить и пропускать идущие суда. Он являлся важнейшим стратегическим сооружением города. Именно за покачивание на воде и непрочность его называли «живым мостом». Но движение по нему все же носило оживленный характер, особенно в базарные дни.

1905-1909 годы. Архив ВСМЗ.

Ранее он располагался немного правее от ныне существующего моста – соединял окончание Муромской улицы с дорогой на Муром. До 1867 года содержание моста лежало на ответственности владимирского купца Д. Борисова. Позже С.Тарасов, временный второй гильдии купец, принял в свое содержание устроенную плотомойку и пообещал Борисову заплатить 400 рублей за пользование. По заключенному с губернской управой контракту, Тарасов принял на себя устройство двух новых паромов за 1676 руб. и сверх того принял на себя покупку четырех лодок.

Архив ВСМЗ.

По контракту Тарасов должен был производить переправу на трех земских паромах и четырех лодках, но паромы были ветхие, и купец производил переправу на своих собственных судах с починкой одного старого парома.

Понимая пользу данного моста, в 1874 году им заинтересовался  владелец хрустальных заводов Иван Сергеевич Мальцов. Он предложил Владимирскому губернскому земству на собственные средства построить мост на постоянной основе, но поставил условие: пусть мост станет называться Мальцевским. Так и непонятно, почему земство отказало Мальцову.


Общий вид на реку Клязьму. 1920 год. Архив ВСМЗ.
Движение транспорта осуществлялось по льду реки в связи с разборкой пролётного строения деревянного моста через Клязьму перед ледоходом. Конец 1940-х годов. Архив ВСМЗ.
1954 год. Личный архив Сергея Силеева.

В начале ХХ века было принято решение строить новый мост из железобетона. Был даже готов эскиз будущей постройки, но строительству помешала первая мировая война. Строительство состоялось только в 50-е годы, и было одним из крупнейших Владимирской области. Мост хотели сдать раньше указанного срока. Арочный железобетонный мост открыли к 1960 году. Он называется в честь 850-летия города Владимира.

Строительство моста через реку Клязьму. 1958 год. Архив ВСМЗ.
1959 год. Семейный архив Леонида Мухина.

1959 год. Семейный архив Леонида Мухина.

Открытие моста через реку Клязьму. 1960 год. Автор Менькова Н.В. Архив ВСМЗ.


Вначале 2000-х был закрыт на реконструкцию. С закрытым главным мостом временно проложили военный понтонный мост с большими ограничениями на тоннаж транспорта. Капитальный ремонт моста принес огромные неудобства жителям. И вот, 24 октября 2003 год обновленный мост через Клязьму торжественно открывается. Только теперь по нему не ходят тяжелые грузовые машины и троллейбусы. 

1977 год. Автор Суслин Николай Владимирович. Архив ВСМЗ.

Фото: fotokto.ru

По мосту проходит дорога на Судогду, Муром, Гусь-Хрустальный, далее – Рязань. Имеется реверсивная полоса, движение по которой регулируется светофорами. Мост через Клязьму напоминает стрелу, пронзающую густые изумрудные леса и уходящую в просторные дали лесных озер.

2013 год. Автор Кирилл Лаптев.

Поднявшись на один из клязьминских холмов, можно посмотреть на роскошную панораму и представить, как много столетий назад сюда прибыли дружинники великого князя Владимира. Наверняка, они были до глубины души поражены невероятным сходством здешних пейзажей с рельефом вокруг тогдашней столицы - Киева.